rbc-soft.ru

Проблемы и перспективы миниметуллургии в Украине

1 июня 2010 12:27

Заместитель председателя правления, первый вице-президент ММЗ «Истил (Украина)» Фарук Сиддики.
Металлургия - базовая отрасль украинской экономики. И, отдавая должное металлургическим гигантам, сегодня все больше говорят о преимуществах миниметаллургических заводов. «ИСТИЛ (Украина)» - первый миниметаллургический завод в нашей стране. О проблемах и перспективах миниметаллургии и отрасли в целом - руководитель металлургического предприятия, первый вице-президент компании «ИСТИЛ (Украина)» Фарук Сиддики.

«БОЛЬШИНСТВО ЗАВОДОВ В СТРАНЕ - МОРАЛЬНО УСТАРЕЛИ»
Как Вы оцениваете положение украинской металлургии на сегодняшний день?
В экономике страны металлургия играет очень большую роль и государству нужно прилагать все усилия для того, чтобы оптимизировать все происходящие в ней процессы. Сегодня, в отличие от начала нынешнего года, мировой рынок металлопроката находится в состоянии спада. Цены упали более чем на 40-45%. Вследствие снижения спроса многие металлургические заводы страны оказались в трудном положении.
И в это же время стоимость исходного сырья в последние месяцы настолько увеличилась, что производство и продажа металла по сегодняшним ценам на рынке окажется для предприятий отрасли большими убытками. И это в то время, когда на украинских металлургических предприятиях интенсивно идет усовершенствование. Стоит отметить, что в данный момент эта проблема решается, так как у Украины есть все шансы стать одним из крупнейших экспортеров металлопроката на мировом рынке. Географическое местоположение страны, имеющиеся в Украине сырьевые ресурсы и квалифицированные кадры - все способствует этому.

Значит, есть основания полагать, что наша металлургическая отрасль больше не является рентабельной? Да и Китай со своим дешевым металлом поджимает...
Так говорят потому, что большинство заводов в Украине - предприятия вчерашнего дня, с морально устаревшим оборудованием. По большому счету, Украина осталась единственной страной, где 45% стали, производится мартеновским способом. Всем, в том числе и металлургам в Украине, прекрасно известно, что это достаточно затратно, энергоемко.
А что касается Китая, сегодня мы и в правду опасаемся, что он займет мировой металлургический рынок. Китайский металл вошел на рынки Ближнего Востока, распространен практически во всем мире. И сырье, и энергию они экспортируют, а, поставляя металл за тысячи километров - получают прибыль.
Почему? Потому, что качество китайского металла с каждым днем увеличивается, а украинский же рулонный лист, честно сказать, сегодня считается второсортным. Почему китайцы могут производить качественную продукцию, а мы не можем? Они же не сверхлюди?!
Как вы оцениваете проблему нехватки железорудного сырья на ряде металлургических предприятий Украины?
Нас эта проблема пока не коснулась, так как мы используем в своем производстве преимущественно металлолом. Но проблема дефецита сырья наметилась сегодня на многих украинских меткомбинатах: не хватает кокса и железорудного сырья. И это на фоне того, что рудная база в Украине огромнейшая.
Как по Вашим наблюдениям обстоит дело на рынке металлолома?
Рынок металлолома еще не совсем организован. Думаю, что в ближайшем будущем многие поставщики лома возьмут на вооружение обработку лома с помощью пресс-ножниц, другого оборудования для получения большой плотности лома. Соответственно, в этом случае электрометаллургическим предприятиям придется больше платить за сырье, однако в то же время появится возможность экономить на железнодорожных перевозках. И, что очень важно, обезопасят себя от попадания в печь неметаллических, взрывоопасных и прочих веществ, затрудняющих, а в некоторых случаях и препятствующих производственному процессу в целом. Увеличенная насыпная плотность поможет уменьшить цикл плавки, что, в свою очередь, способствует увеличению производительностьности.

«ИСТИЛ (УКРАИНА)» ОЧЕНЬ ЧЕТКО ВХОДИТ В СТРАТЕГИЮ ГРУППЫ «ЭСТАР»
Чем была привлекательна для группы «Эстар» покупка ЗАО «ММЗ «Истил (Украина)»?
«Истил (Украина)» очень четко входит в стратегию Группы «Эстар». У нас есть и приобретенный с течением времени серьезный производственный опыт, который будет полезен и для других производственных площадок. У «Эстар» есть опыт электрометаллургического производства: новые основные акционеры нашего предприятия владеют аналогичными электрометаллургическими комплексами в РФ, в Англии. В этом году компанией был запущен аналогичный завод с собственным прокатным станом в городе Шахты Ростовской области. Его проектная мощность - 750 тыс. % с возможностью увеличения производительности до 1 млн. т проката в год. Кроме того, после покупки нашего завода, Группа «Эстар» приобрела английский завод, который имеет прокатные станы для производства плоского и сортового проката и способен ежегодно производить миллион тонн стали.
Какие выгоды от продажи имеет «Истил (Украина)»?

Помимо расширения рынков сбыта, можно назвать и уменьшившиеся проблемы с сырьем. Дело в том, что в Группу «Эстар» входит предприятие «Ломпром», которое оперирует в Ростовской области (Россия). И при нехватке сырья на местном рынке, это предприятие может обеспечить сырьем «Истил (Украина)». Это очень большой плюс.
Как отразилась на работе предприятия смена собственника?
С технической стороны смена собственника на работе предприятия не отразилась. Как шли с подъемом, так и продолжаем идти. В июле 2008 г. «Истил (Украина)» достиг рекордного уровня производства - около 97 тыс. т проката. С точки зрения кадровых вопросов - у нас идет небольшая реструктуризация, однако она уже заканчивается и в целом завод работает достаточно стабильно. Похоже, что от продажи «Истил» только выиграл...
У «Истила» очень стабильная перспектива в составе Группы «Эстар», так как для нынешнего времени характерно объединение и укрупнение металлургических активов. Объяснение очень простое - объединению легче выжить, чем небольшому самостоятельному предприятию. Поверьте, «Истил» с миллионом тонн стали (хотя это и равносильно обороту в $1млрд. в год), все равно является маленьким предприятием в масштабах мировой, и даже украинской металлургии.

«С ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЕЙ И ГАЗОМ ПЕРЕБОЕВ НЕТ»
По вашим наблюдениям, после смены политической стратегии власти легче стало жить предпринимательству в Украине?
Сегодня наше предприятие не имеет серьезных проблем. Наше основное сырье - металлолом, 25% потребления которого мы привозим из Казахстана и России. С электроэнергией и газом перебоев нет, и хочу сказать, что с самого начала работы нашего предприятия из-за этих проблем мы не останавливались никогда. НДС в последнее время возвращается достаточно четко, однако есть нерешенные проблемы по предыдущим периодам.
Ходили слухи, что с возвращением НДС у «Истил» были проблемы, и дело дошло до суда...
Да, мы действительно судимся с государством, уже выиграли ряд процессов и надеемся на скорый возврат невозвращенного нам НДС.
Какими Вы видите будущее миниметаллургии в Украине, перспективы этого направления?
Если говорить о будущем, для успешного развития миниметаллургии в Украине необходимо российское производство брикетированного железа и окатышей, которые являются заменителями металлолома. Это производство неизбежно появится, причем очень скоро, потому что в настоящий момент поставщики подобной продукции (в частности, Лебединский ГОК) требуют чрезвычайно завышенную цену, и делают использование их продукции на данном этапе нецелесообразным.

«МЫ НЕВОЛЬНО СТАНОВИМСЯ КУЗНИЦЕЙ КАДРОВ»
Сегодня ведется много разговоров о социальной ответственности бизнеса. Какие шаги в этом направлении предпринимаются на Вашем предприятие?
ММЗ «Истил (Украина)» уделяет очень большое внимание социальной ответственности бизнеса. С самого начала нашей деятельности мы оплачивали обучение наших сотрудников, детей наших сотрудников в высших учебных заведениях. Помимо этого, мы являемся спонсорами украинской хоккейной команды, а также одной из главных гандбольных команд страны.
«Истил» - одно из первых предприятий тяжелой промышленности, на котором получили работу люди с ограниченными физическими возможностями (4% от общего количества сотрудников предприятия, в соответствии с законодательством Украины).
Некоторые из них работают на предприятии, а кто-то на дому, однако мы горды, что эти люди являются членами трудового коллектива «Истил (Украина)». Занимаясь практической реализацией нашей философии социальной ответственности, мы работаем в тесной связке с государственными органами и органами местного самоуправления.
Ваше предприятие по своему расположению уникально, меткомбинат находится в самом центре Донецка. Мы знаем, что вы много делаете для охраны окружающей среды...
Еще в 1999 г., с начала закупки и установки нового оборудования, мы позаботились о том, чтобы экологические нормы защиты окружающей среды на предприятии были на уровне западных стандартов. Так как руководство страны стремится присоединить Украину к Европейскому союзу, то и промышленность нужно перестраивать под европейские нормы. Мы это прекрасно понимаем и не оставляем эти вопросы без внимания. Например, газоочистка на нашем заводе одна из лучших среди украинских предприятий. Считаем, что Донецк - и наш город, мы в нем живем, и должны заботиться о его экологии.
Что   можете   сказать   о   ситуации   с кадрами?
Это больной вопрос. Наличие квалифицированных кадров становится нашей проблемой, так как сегодня многие наши конкуренты, электрометаллургические заводы, приглашают специалистов «Истила», предлагая им заметное увеличение зарплаты. Мы вынуждены брать новых людей и, таким образом, невольно становимся кузницей кадров.

«ЦЕЛЕСООБРАЗНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОРТАМИ АЗОВСКОГО МОРЯ, НО СУДОВЛАДЕЛЬЦЫ ПРОТИВ»
С какими проблемами общего характера вы сталкиваетесь в работе?
Несовершенства в законодательстве и судебной системе периодически дают о себе знать. В Украине нет прецедентного права. В устоявшемся обществе любые изменения законодательства происходят не сразу и не вдруг. А в Украине сегодня так, завтра - по-другому, много недостатков.
Что, как Вы считаете, может сделать государство для развития отрасли?
Очень многое. Но главное - это усилить работу антимонопольного комитета в области сырьевых ресурсов. Государство может оказать содействие в установлении рациональных железнодорожных тарифов и портовых ставок. В моем понимании, эти ставки должны быть соизмеримы со ставками, действующими на российском рынке, так как в области экспорта металлопроката, который идет по Черному морю, мы являемся конкурентами отечественным заводам. Именно поэтому наши железнодорожные тарифы и портовые ставки должны быть сопоставимы с российскими.
Помимо этого, можно еще улучшить налоговую схему и обеспечить ее четкую и бесперебойную работу. Юридическая система в этом смысле уже намного лучше, в сравнении с предыдущими годами, но еще далека от западных стандартов.
Как по-Вашему, стоит ли использовать порты Азовского моря?
Правительство должно содействовать развитию портов Азовского моря. Из-за увеличения все того же железнодорожного тарифа везти товар из восточного региона до Черного моря достаточно дорого. Целесообразнее отправлять товар через порты Азовского моря. Но судовладельцы не хотят заходить в порты Азовского моря, так как они на данный момент становятся сезонными портами, хотя раньше всегда работали круглогодично.

Именно так, государство должно предпринимать меры, предоставить ледоколы, другое оборудование для круглогодичного функционирования и развития данных портов. Это чрезвычайно важно еще и потому, что в настоящее время в портах Азовского моря скорость погрузки не превышает 1200 т в сутки, при том, что любой современно оснащенный порт дает не менее 4-5 тыс. т в сутки. Например, на причалах «Метлюкрайн», которые также принадлежат нашей группе предприятий, скорость погрузки достигает от 6 до 20 тыс. т, в зависимости от товара и предоставленных трюмов. Конечно, это дает заметную экономию средств стороне, зафрахтовавшей судно.
Каким «Истил» видит дальнейшее развитие электрометаллургического производства в Украине?
Электрометаллургическое производство в Украине находится в периоде становления. В недавнем предыдущем кроме «Истил (Украина)» в стране не было электрометаллургических предприятий. В этом году началось производство на Кураховском электрометаллургическом заводе (приблизительно около полумиллиона тонн в год), такую же мощность имеет и электродуговая печь, запущенная в работу на «Азовмаше», строятся электрометаллургические заводы фирмой «Интерпайп», планируется строительство нового металлургического завода в Белой Церкви, в Макеевке и на базе мартеновского цеха «ОАО Донецксталь».
Каков Ваш прогноз перспектив для зарубежных инвесторов в Украине?
Несмотря ни на что, имеются хорошие перспективы. Украина имеет двух крупнейших соседей - Европейский Союз и Россию. И никто не в силах это изменить. А Украине нужно научиться использовать это решающее преимущество с пользой для себя, не теряя, а приобретая партнеров.


К списку проектов




Rambler's Top100