rbc-soft.ru

Заготовка и переработа

31 мая 2010 13:25

Если провести небольшой экскурс в историю нашей страны, то можно увидеть, что проблема нелегальной добычи, переработки и продажи металлолома существует уже достаточно много времени, а разворовывание металла на промышленных предприятиях стало причиной многочисленных аварий. Практически любая отрасль, которая, так или иначе, была связана с металлом, страдала от искателей лома. Итогом этой деятельности стали тысячи тонн лома неизвестного происхождения.
Раньше открыть собственный пункт приема металлолома было достаточно просто. А, помимо этого, существовала возможность продать за границу данный вид сырья. Во-первых, там выше цена. А во-вторых, наше государство не требовало указывать место происхождения лома металлов, что облегчало экспорт этой продукции. Однако долго такой бизнес безнаказанно существовать не мог. И уже в 1995 г., когда проблема лома черных и цветных металлов очень обострилась, и на государственном уровне было принято решение о введении лицензирования и квотирования, которое могло бы вывести из тени «добычу металлолома». Ключевыми факторами, которые, наконец, привлекли внимание правительства к вопросу лома, были постоянные обращения руководителей промышленных предприятий, местных органов власти, правоохранительных органов относительно упорядочения ломозаготовки.

Предприятия просили помочь решить вопрос постоянного воровства «металлического» имущества заводов. Местные органы власти просили помощи в решении вопроса вандализма, процветающего по причине «ценности» лома. А предприятия-потребители лома предлагали проконтролировать ценообразование на рынке лома черных и цветных металлов. В ответ на все эти просьбы в 1995 г. президент Украины Л. Д. Кучма в обращении к премьер-министру Украины В. А. Ющенко четко изъяснил ситуацию: «...через кричащую безответственность специализированных предприятий и их филиалов, которые занимаются заготовкой бытового и промышленного лома, стали наблюдаться массовые явления разукомплектования и порча дорогостоящего оборудования, техники, в том числе и той, которая обеспечивает жизнедеятельность и безопасность населения...»
И в 1999 г. был издан Закон Украины «О металлоломе», который должен был навести порядок в проведении операций с металлоломом. Но, к сожалению, этот закон со своей функцией не справился. О том, как на самом деле обстоят дела с металлоломом на территории Украины, могут судить только те, кто в нем нуждается. Это наши производственные предприятия, это те, кто составляют промышленный комплекс Украины.
С 2000 г., кроме закона о металлоломе», регулированием деятельности фирм, занимающихся переработкой лома. На протяжение 10 лет мы занимаемся гарантийным обслуживанием макетировочных прессов типа ЫКО (Словения), БА 1330, Б1334 (Россия). Имеющийся опыт позволил нам профессионально исследовать и рынок китайских прессов. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что только около 10 % прессов производства Китая имеют качество, сопоставимое с RIKO или БА 1330. Например, в технических характеристиках на большинство прессов китайского производства указывается, что плотность пакетов более 1800 кг/м3. В реальных условиях, когда легковес имеет ребра жесткости - большинство китайских прессов могут обеспечить плотность только до 1400 кг/м3(!). При этом пакеты низкой плотности, из-за этого возникают еще и дополнительные затраты на каждом этапе: при перевозке (недогруз), складировании (больше площадей), погрузке (больше операций).

Кроме того, вероятность поломок у китайского оборудования (в процессе эксплуатации) остается достаточно высокой. Очень важно при выборе любого пресса, в том числе и китайского, выяснить - кто и в какие сроки будет устранять сложные неисправности. В противном случае Вы рискуете иметь простои оборудования, пока запчасти не доставят из Китая (около месяца).
Наряду с китайскими прессами и аллигаторными ножницами, в Украине используется и европейское оборудование для переработки металлолома. Это пресс-ножницы усилием от 500 до 2200 т. Качество их лучше, но и стоят они дороже. Поэтому, оборудование европейских производителей желательно подбирать индивидуально, исходя из технических условий и финансовых возможностей предприятия.
О черных и цветных металлов, «занялся» закон «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности». Лицензирование способствовало эффективному урегулированию проблемы беспорядочной закупки и переработки металлолома. Согласно положению о Лицензировании, каждый субъект предпринимательской деятельности должен отвечать указанным требованиям. Особое внимание уделялось условиям приемки, способам переработки, а также техническим требованиям к специализированному оборудованию для переработке металлолома.
Но, к несчастью, и это положение не сумело полностью контролировать ситуацию на рынке как черного, так и цветного лома. И в 2005 г. народный депутат из Донецкого региона Сергей Матвиенко выдвинул предложение внести корректировку в нормативные акты, регулирующие деятельность фирм, занимающихся переработкой металлолома. Главная цель этих изменений - уменьшить, круг предприятий, которым может быть разрешена деятельность, связанная с металлоломом.

Согласно новой корректировке, в Украине должны существовать специализированные пункты приема и переработки металлолома, которые обязаны иметь в собственности перерабатывающее, грузоподъемное оборудование, согласно перечню, указанному в законе. Выдвигая это предложение, народный депутат полагал, что это единственный выход снизить внезапно выросшие цены на этот вид сырья, а также эффективно контролировать качество выпускаемой продукции и ее экологическую безопасность.
В марте текущего года Верховной радой были приняты изменения к Закону Украины «О металлоломе» относительно ломоперерабатывающих предприятий и расчетов при сдаче/приемке металлолома. Одним из таких инициаторов ужесточения требований к условиям лицензирования выступил Вениамин Крамер, исполнительный директор «Украинской Ассоциации «Втормет».
Для предприятий, которые занимаются переработкой цветного лома, были введены некоторые ограничения: уменьшение минимально допустимого усилия остаточного прессования упаковочного пресса с 100 до 50 кН, установка минимального показателя мощности электропривода для гидравлических ножниц (5 кВт). В предыдущей редакции этого пункта не было. Новое дополнение повышает требования к оборудованию по переработке металлолома с целью ограничить список тех, кто использует устаревшее оборудование.
Для предприятий, которые занимаются заготовкой и обработкой лома черных металлов также установлены новые требования:
1. Нужно скратить минимально допустимое усилие реза гидравлических и гильотинных ножниц с 2500 кН до 1000 кН. Данное техническое изменение способствует повышению качества переработки лома.
2. Расширен список оборудования, наличие которого позволяет получить лицензию на закупку и переработку металлолома. Переработчики смогут вместо одного вида гидравлических ножниц использовать другие, но имеющие мощность электропривода не меньше 5 кВт.
По словам инициаторов таких изменений, корректировки в требованиях приведут к улучшению экономических и экологических показателей переработки металлолома. Также предполагается, что расширенные условия помогут мелким и средним предприятиям укреплять свои позиции на рынке металлолома.Однако насколько это будет эффективно, и принесет ли это пользу украинским потребителям лома черных и цветных металлов, мы можем только предполагать... Ведь с одной стороны, мы стремимся к порядку и совершенствуем в Украине положение о лицензировании ломозаготовительных предприятий. Но, с другой - узаконивая и сокращая коррупционную долю рынка лома, приходим к проблеме его дефицита. История взаимоотношений государства и предприятий-ломозаготовителей называет, что регулирование оказывается эффективным только тогда, когда оно отвечает логике развития самого бизнеса, в противном случае происходит только уход бизнеса в тень, то есть обратный эффект. Что же касается введения условий лицензирования в отношении обязательного наличия ломопере-рабатываещего оборудования, то оно, скорее всего, отвечает направлению развития бизнеса и соответствует условиям существования самого бизнеса в настоящее время. Наше предприятие стало поставлять оборудование для переработки ломов задолго до введения новых лицензионных условий, потому что это отвечало потребностям самих предприятий, для которых стало понятно, что перевозить непакетированный лом - непозволительная роскошь и потерянная дополнительная прибыль в цене.

Сдерживающим фактором было только то, что такое оборудование достаточно дорогостоящее и вынуть из оборота средства на его приобретение - довольно тяжелый шаг, в том числе для малых и средних предприятий, для которых стоимость оборудования сопоставима со всем их капиталом. В таких условиях перед всеми встал вопрос о том, как принять новые условия лицензирования, и каждый решил это проблему по-своему:
- крупные предприятия особенно не обеспокоились, поскольку и так активно закупают высокопроизводительную технику предпочтительно западного производства, и единственный недостаток для них - то, что приходится ради формального удовлетворения условий закупать технику, которая будет напоминать уже имеющуюся у них или ту, которую они и так планировали закупать. Например, пресс-ножницы позволяют предприятию решить свои задачи и без аллигаторных ножниц, однако лицензионные условия обязывают...
- для средних предприятий лицензионные условия выполнили функцию толчка к принятию уже назревшего решения - приобретать оборудование для переработки ломов в соответствии с требованиями рынка. Рынок оборудования достаточно большой - дорогое европейское, или российское, или недорогое китайское. Руководство предприятия, исходя из финансовых возможностей и требований к качеству, принимает решение о закупке того или другого вида оборудования. Начать можно и с китайского, исходя из цены. Что же касается опасений относительно качества китайской техники, то надо признать, что оно постоянно увеличивается во всех отраслях.

Да и к тому же - нам ли, выросшим на качестве советской техники, бояться китайского качества?
- мелкие предприятия и заготовительные пункты, очевидно, утратят свою самостоятельность, и в этом отношении условия лицензирования выполняют положительную роль регулирования рынка, подталкивая к укрупнению и повышению качества бизнеса. При этом нельзя не обратить внимание на традиционную странность в принятии решений - почему надо было оговаривать требования к оборудованию вместо того, чтобы предъявить требования к качеству конечного продукта - самого лома. Если указать, например, что для получения лицензии предприятие должно доказать свою технологическую способность перерабатывать лом на собственном оборудовании, доводя лом до определенного стандарта - по размеру пакета и его плотности, то предприниматели сами определятся, какой мощности и какой номенклатуры оборудование им необходимо для выполнения этих условий.
В общем, можно отметить, что инициаторами новых условий лицензирования выступили сами предприятия-участники рынка, а государство только юридически закрепило их инициативу, что, в итоге, соответствует мировой практике, когда внутриотраслевые стандарты вырабатываются ассоциациями крупных предприятий. С одной стороны, это выталкивает из рынка нерентабельные предприятия, а с другой - повышает качество продукции и ответственность самих предприятий.


К списку проектов




Rambler's Top100