rbc-soft.ru

Валентин Денисов: Регламенты на продукты питания должны стать «технологической конституцией»

26 апреля 2010 11:01

Накануне начала работы осенней сессии Государственной думы России мы ведем разговор с председателем думского Комитета по аграрным вопросам Валентином Денисовым.
О законодательных инициативах, с которыми Госдума подошла к осенней сессии, рассказывает председатель думского Комитета по аграрным вопросам Денисов Валентин Петрович, осень на дворе - пора подведения итогов сельскохозяйственного года, однако у наших парламентариев начинается осенняя законодательная страда. Но прежде давайте вспомним, с какими результатами депутаты аграрного комитета завершили свою весеннюю сессию...

- Напомню, что во время весенней сессии Госдумы новый состав аграрного комитета работал над документами, доставшимися в наследство, и в то же время предлагал для обсуждения и готовил в форме законодательных инициатив наиболее актуальные вопросы развития аграрно-промышленного комплекса страны. Наконец-то, былопринято четыре закона: поправка в Закон о развитии с/х, касающаяся укрепления страхового дела в АПК, поправка в Закон о финансовом оздоровлении сельхозпредприятий, позволившая средним хозяйствам использовать существующую программу оздоровления, а также технические регламенты на молоко, молочную и масложировую продукцию. Это можно считать неплохим результатом.
Теперь конкретно. 11.06.2008 г. принят Закон (№ 383-ФЗ) «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"» (в части уточнения порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям по договорам страхования). Он дает возможность сельскохозяйственным товаропроизводителям получить субсидии в размере не менее 50% от уплаченных ими страховых премий (страховых взносов) по договорам за счет бюджетных средств, при этом субъект РФ имеет возможность увеличить эту сумму компенсации до 100%. Внесение изменений, предусматривающих компенсацию до 50% страхового взноса из федерального бюджета, будет способствовать дальнейшему развитию и совершенствованию современной системы сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой.
13.05.2008 г. принят Закон (№67-ФЗ) «О внесении изменений в Федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"» (в части упрощения условий для включения в программу финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей и восстановления их нормального функционирования). Затягивание процедуры финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей сводилось к тому, что многие хозяйства не могли использовать кредитные ресурсы, наращивать производство, создавать новые рабочие места, рассчитываться с кредиторами и попадали под процедуру банкротства. При этом, как правило, эта «процедура» приводила их не к финансовому оздоровлению, а, наоборот, к лишению сельскохозяйственного производства. Принятые поправки нацелены на упрощение процедуры включения в состав участников программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, возврата их в сферу активного производства и восстановления их нормального функционирования. Закон дает также возможность участникам программы финансового оздоровления продлить на 2-3 года сроки погашения долгов (в случаях стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, попадания в очаги особо опасных болезней и так далее). Задача тем более актуальная, если учесть, что для большинства сельхозпредприятий приходит время окончательного расчета по реструктурированным задолженностям.

-Общество и СМИ достаточно бурно отреагировали на принятие Госдумой технических регламентов на молоко и молочную продукцию. И на масложировую продукцию. Чем Вы это объясняете?
- Честно скажу, что было много пессимистов, которые сомневались в том, что нам удастся провести эти законы, особенно технический регламент на молоко и молочную продукцию. Но как бы ни волновались производители, в своих действиях мы, прежде всего, думали о повышении качества продукции на отечественном рынке и о здоровье граждан страны, которые покупают эти продукты. Такие регламенты должны стать «технологической конституцией», не позволяющей производителям отступать от узаконенных норм по соответствующим продуктам. Раньше шутили, что отечественный потребитель «что написали - то и кушает», так вот, сегодняшние маркировки и этикетки должны не обманывать покупателей, а повышать культуру потребления у населения.
Теперь о самих законах Закон «Технический регламент на молоко и продукты его переработки» - это первый федеральный закон о технических регламентах, который разработан в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» для упорядочивания нормативно-технической документации, используемой при производстве и обороте молока и продуктов его переработки. Принятие закона обеспечивает, прежде всего, объединение в одном документе норм и требований, установленных в настоящее время в 5 федеральных законах и более 700 нормативных документах различного уровня. Этот закон нацелен на защиту жизни и здоровья граждан, а также предупреждение действии, вводящих в заблуждение потребителей в отношении состава молочной продукции. Потребитель должен знать, из какого молока произведена продукция, т.к современные методы контроля позволяют определить наличие в молочной продукции сухих смесей. В законе обеспечено упорядочение нормативной базы, определены неограниченные условия для внедрения новых технологий, соответствия установленных требований безопасности техническому и экономическому состоянию предприятий. Принятие данного законопроекта не влечет увеличения численности государственных надзорных органов и бюджетного финансирования.

Закон №349848-4 «Технический регламент на масложировую продукцию» содержит исчерпывающий перечень масложировой продукции, в отношении которой устанавливаются требования, правила идентификации объектов технического регулирования, правила и формы подтверждения соответствия, требования к терминологии, упаковке и маркировке. Закон устанавливает обязательные требования к режимам процессов производства, хранения, перевозки и продаже, а также информации для потребителей.
Во втором чтении был принят Федеральный закон № 284073-4 «Технический регламент на соки и соковую продукцию из фруктов и овощей», подготовленный Комитетом по аграрным вопросам. Закон учитывает положения других технических норм, устанавливающих требования к пищевым продуктам и продовольственному сырью, в том числе к пищевым добавкам и ингредиентам, технологическим средствам, ароматизаторам, маркировке пищевых продуктов, материалам упаковки и оборудования для производства пищевых продуктов.
С принятием закона, думаю, это произойдет в начале осенней сессии, потребитель получит полную информацию об изготавливаемом продукте. Ведь в зависимости от способа получения и обработки соки бывают разных видов, например, свежеотжатый, восстановленный, концентрированный, диффузионный и другие. В качестве дополнительных требований в законе содержатся положения о сокосодержащих напитках, морсах и овощных соках. Показатели безопасности соковой продукции практически полностью соответствуют действующим санитарным правилам и нормативам. В законе четко обозначены условия, при которых имеется возможность установить всех участников хозяйственной деятельности в сфере производства (ввоза) и обращения соковой продукции.
Еще одним важным моментом является ужесточение требований безопасности к соковой продукции для детского питания, а именно - не допускается использование генноинженерно-модифицированных организмов и подсластителей (за исключением специализированных продуктов для детей, страдающих сахарным диабетом).

- Насколько напряженной для депутатов аграрного комитета будет осенняя сессия?
- Сейчас у нас в работе находятся 6 законопроектов. Во время осенней сессии Комитет Госдумы по аграрным вопросам планирует довести до принятия еще два технических регламента: как я уже говорил, на соки и соковую продукцию из фруктов и овощей, а также на табачную продукцию, и вынести на первое чтение технический регламент на кондитерскую продукцию.
Еще предстоит рассмотреть 3 законопроекта по внесению изменений в действующее законодательство. Проект федерального закона № 63182-5 «О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"» в части определения понятия «организация агропромышленного комплекса» подготовлен для законодательного определения понятия агропромышленного комплекса и установления круга субъектов, на которых распространяются меры государственной поддержки.
В Проекте федерального закона №68591 -5 «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"» в части конкретизации понятия «государственная аграрная политика», разделение понятий «устойчивость развития организации» и «устойчивость развития территории» позволит упорядочить процедуры поддержания устойчивости и установить ответственность за этими процессами. Определяются формы государственно-частного партнерства в регулировании устойчивости отрасли.
Проект федерального закона № 427880-4 «О внесении изменений в Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве"» (в части отнесения к вопросам местного значения ведения похозяйственных книг) наделяет органы местного самоуправления полномочиями по ведению похозяйственных книг, а также устанавливает перечень вносимых в эти книги сведений о личных подсобных хозяйствах граждан. Выписки из похозяйственных книг используются для упрощенной процедуры оформления прав на приусадебные земельные участки, получения кредитов в рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства и освобождения от налогов при реализации выращенной в личных подсобных хозяйствах продукции.

- Насколько мне известно, Комитет по аграрным вопросам под Вашим руководством впервые ввел практику выездных заседаний по актуальным проблемам АПК. Как оценивают аграрные специалисты эту форму работы депутатов?
- Выездные заседания по уровню дискуссионноеTM и значимости всеми участниками признаны полезными. Но это не значит, что эту форму работы мы не будем улучшать и, главное, делать результативнее.
Актуальным было выездное заседание Комитета в ГосНИИ хлебопекарной промышленности по теме: «О ценообразовании на хлебобулочные изделия». Была заслушана информация руководителей Российского зернового союза, Российского союза мукомольных и крупяных предприятий, Российского союза пекарей, предприятий по производству хлебобулочных изделий.
На заседании Комитета в Госуниверситете по землеустройству обсуждалась тема «О современных технологиях межевания земель сельскохозяйственного назначения» с участием представителей университета по землеустройству, Роснедвижимости, Росрегистрации, Минсельхоза России.
Похожими выездным заседанием Комитета в мае стало проведение круглого стола на тему «Проблемы законодательного обеспечения развития овцеводства в Российской Федерации
На данный момент в работе у депутатов Комитета Госдумы по аграрным вопросам:
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (в части реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и агропродовольственных рынков на 2008-2012 годы)
Проект федерального закона «Об основах развития биоэнергетики в Российской Федерации»
Проект федерального закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О карантине растений»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О семеноводстве» (в части определения системы семеноводства сельскохозяйственных культур, полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по управлению в этой сфере)
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве» (в части определения мер по развитию племенного животноводства, порядок и условия сохранения генофонда животных, функционирования рынка племенных животных и птицы)
Проект федерального закона «Об учете животных и продукции животного происхождения и внесения изменений в некоторые законодательные акты РФ».
Федерации» в рамках проведения Всероссийской выставки по овцеводству в г. Ипатово Ставропольского края. В нем участвовали депутаты-члены профильных комитетов законодательных органов субъектов России и работники федеральных и региональных органов исполнительной власти. Материалы по результатам круглого стола направлены в Правительство России и законодательные органы субъектов Российской Федерации.
А в июне в рамках проекта «Российско-германский аграрно-политический диалог» с участием специалистов Минсельхоза России, Россельхозакадемии, Россельхознадзора, ФГУ «Российский сельскохозяйственный центр», ФГУ «Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений», ученых, руководителей семеноводческих компаний, специалистов в области семеноводства Германии была проведена конференция на тему: «Совершенствование законодательной базы по семеноводству и защите интеллектуальной собственности в области селекции сельскохозяйственных растений». Принятое обращение было направлено в Правительство и Минсельхоз России.

Еще хочется вспомнить проведение парламентских слушаний «О роли потребительской кооперации в социально-экономическом развитии регионов России», где рассматривались вопросы законодательного обеспечения развития кооперации, механизмы взаимодействия органов региональной власти и организаций потребкооперации в вопросах развития сельских территорий, использования потенциала кооперативных образовательных заведений.
Нынешней осенью мы планируем провести выездное заседание по проблемам племенного животноводства.
- Завершая наш разговор, скажите, что Вас больше всего волнует в нынешнем законодательном процессе?
- Волнует многое, но скажу об одном. Нас беспокоит недостаточная активность законодателей из регионов страны с предложениями по проблемам федерального характера и, как следствие, низкий процент принятия Госдумой законодательных инициатив из регионов. Опять же впервые на проведенном по инициативе Комитета семинаре обсуждалась выработка эффективного механизма взаимодействия между федеральными и региональными законодателями по поддержке АПК, отмечалась, к сожалению, слабая юридическая подготовка законодательных инициатив* из регионов.
Если же говорить в целом о развитии с/х, то в первую очередь волнует медлительность с внедрением инноваций и высоких технологий в АПК, с квотированием импорта сельхозпродукции, ситуация в области земельных отношений, низкий уровень сельскохозяйственного машиностроения.


К списку проектов




Rambler's Top100